Недавно я узнала, что мой диплом до сих пор хранится в секретном архиве в НИИ, в котором я его делала. Узнала я это случайно, от нашего сотрудника, у которого знакомый студент пишет диплом в авиационном институте. Этот студент получил разрешение брать мой диплом, чтобы использовать его в качестве образца, потому что тема диплома похожа на его. Когда я писала диплом, я и сама подглядывала в три диплома.
Мой диплом сохранился только благодаря тому, что его главная часть секретная (неужели секретные архивы не чистят или в НИИ сейчас бардак?). Хотя никакого секрета, на самом деле, в ней нет. Мы все пользовались при написании дипломов открытыми источниками. Но нас таким образом, видимо, приучали к порядку, который впоследствии ни мне, ни моим сокурсникам не пригодился.
Это сейчас я работаю переводчицей, а начинала с Московского авиационного института. Специальность предусматривала математику с программированием, но учили нас при этом всему. Я не знаю, зачем, но у нас наряду с курсами по языкам программирования, матана, линейной алгебры, теории вероятности, методов оптимизации были курсы черчения, сопромата, технологии, конструирования. И самое главное, у нас в группе собрались ребята с математическими наклонностями, интересующиеся компьютерами, а способностей к наукам, которые к нашей специальности не имеют отношения, почти не у кого не было.
Сопромат, кроме как со стыдом, не вспоминается. Я его сдала только на третий раз. Правда, на четыре. Хотя слово «стыд» здесь не вполне уместно. Если бы не ЧП, сдать экзамен было бы гораздо проще. Был у нас однокурсник, над которым из-за его чудаковатости все смеялись. Перед одним из семинаров по сопромату ему заперли дипломат на ключ. Этот чудак попросил не начинать занятия, потому что ему мама сказала, что замок на дипломате плохой, и если его закроют, то уже никогда не откроют. У препода внешние углы глаз и челюсть от этого отвисали все ниже и ниже, потом виновника происшествия попросили открыть дипломат во избежание страшной мести. Но, как оказалось, было поздно. Препод показал, кто в доме хозяин, и устроил на экзаменах разнос нашей группе. В результате некоторые отличники получили двойки.
Почему-то по технологии и конструированию пятерки. А с черчением я мучилась все пять с половиной лет, потому что оно постоянно требовалось в курсовых проектах и даже в дипломном, хотя основной раздел диплома был посвящен огромной программе на C++. Причем не то, чтобы у меня отсутствовали способности к черчению. Пространственное воображение у меня просто великолепное, но когда начинала чертить... ну, просто руки кривые. Чертили мы, как все, разные деталюшки - основной вид, вид сверху, вид слева. Еще было изометрическое изображение.
Курсовой проект на четвертом курсе, посвященный конструкции летательных аппаратов, - это вообще нечто. Нужно было нарисовать чертеж на огромном ватманском листе. Использовать лекало - ужас! Плавную кривую линию я провести не могла. Но когда я отбрасывала лекало в сторону и принималась чертить кривые вручную, выходило намного лучше. Никто из преподавателей ни разу не заметил, что кривые линии-то нарисованы от руки. Кстати, интересно, сейчас тоже учат в институте чертить карандашами на ватмане или САПР рулит?
Рефераты, курсовые и дипломы - это неотъемлемая часть учебного процесса, от которой никуда не денешься. Но когда они не относятся к твоей основной специализации, и ты ни черта не смыслишь в предмете, который тебе никогда в жизни не понадобится, они висят над тобой, как дамоклов меч.
Сейчас, когда мне напомнили про мой диплом, у меня небольшое ощущение нереальности происходившего и происходящего. Ну, и на кой я старалась, писала его, мучилась с плакатами? Чтобы потом работать переводчиком? Конечно, из нас получились специалисты широкого профиля. Даже очень широкого. Но вот только зачем? Ни одному из нас эти, так сказать, небазовые курсы не понадобились. Хотя, кто его знает, как бы повернулась жизнь, если бы не развал СССР. В результате не только я, но и большинство ребят из нашей группы работает не по специальности.
|