08:54 Смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина |
Вряд ли найдется человек, разговаривающий на русском языке и не слышавший в детстве «Сказку о рыбаке и рыбке». И все мы знаем, как дважды два, что смысл сказки заключается в том, что надо уметь умерять свои желания, иначе беспредельная наглость приведет к тому, что в результате останешься у разбитого корыта. Но только ли в этом заключается смысл сказки? По изначальному замышлению А.С.Пушкина, в цепи желаний старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» находилось еще одно: в первой рукописной редакции сказки старуха хотела быть «римскою папой». Говорит старику старуха: Стал он кликать рыбку золотую «Добро, будет она римскою папой» Воротился старик к старухе. Отвечает глупая старуха: Неизвестно, почему этот фрагмент был вычеркнут Пушкиным из окончательного варианта сказки. Возможно, гротесковое описание старухи-папессы слишком выбивается из русской атмосферы сказки, а может, поэт не захотел иметь проблемы с цензурой. Так или иначе, изначально в цепи статусов, которые хотела заполучить старуха, присутствовал еще один — она желала быть столбовой дворянкой, царицей, римскою папой и владычицей морскою — именно в этой последовательности, ведь, когда-то в Европе ступень Римского Папы на иерархической лестнице находилась выше ступени королей. Так что изначально, с учетом корыта и богатой избы, рыбка должна была выполнить пять желаний старухи и все разрушить на шестом. А старуха должна была последовательно пройти все ступени иерархии человеческого общества, чтобы в конце сказки снова оказаться на самой нижней ступени. Так почему на владычице морской халява закончилась? Смысл, лежащий на поверхности: не наглей. Ни одной золотой рыбке не захочется, чтобы ею командовала какая-то глупая старуха. Но есть еще один смысл, который приходит в голову, если учитываешь тот факт, что Пушкин интересовался древнерусским язычеством. Понятие море-окияна интерпретировалось древними не только в прямом смысле, но и как океан Мироздания. В Индийских Ведах Золотая Рыбка — это один из аватаров Бога. Золотая Рыбка из сказки Пушкина - тоже не просто рыбка-волшебница. Слишком многое она умеет. Рыбка сотворяет избу, боярские палаты, царский дворец. Мало того, она изменяет умы людские - все просто признают старуху царицей, а ведь был какой-то другой царь. Он-то куда делся? Да и бурю на море тоже Рыбка вызывает. Помните, раз за разом море все неспокойней? А ведь неспроста это. И если принять, что сине море - это океан Мироздания, значит, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, она захотела получить новый статус, подняться выше Бога, что по определению невозможно. Помните тот самый неразрешимый вопрос: может ли Бог сотворить камень, который Он не в состоянии поднять? Кстати, об Индии. В индийском варианте сказки старуха признает главенство мужа и требует, чтобы он попросил у рыбки сделать не ее, а его старостой, а потом махараджей. В пушкинском варианте старик — бескорыстный безотказный бессеребренник. Если в индийском варианте, да и в аналогичных сказках других народов мира, старик со старухой соответствуют поговорке «муж и жена — одна сатана», в пушкинском варианте между персонажами сказки царит полный разлад. Но в народных сказках старуха и не требует от золотой рыбки, волшебной птички или какой-либо другой ипостаси Высших Сил прыгнуть выше головы. Ее пожелания просты: царствовать, роскошно жить и иметь слуг. Сказка Пушкина имеет куда более широкий смысл, чем мораль о том, что жадность наказуема. Нельзя стать выше Бога, заставить Бога служить себе и быть на посылках. Бог в состоянии удовлетворить любое желание, в том числе абсурдное — сделать женщину римскою папой. Но сделать кого-то Богом над Богом — того, кто не ощущает единства со всем сущим, не способен узреть Божественные проявления (увидеть в Рыбке аватара), мало того, не читает знаки, даваемые свыше (как я уже упоминала, море все сильнее беспокоится раз от раза), — совершенно невозможно. Итак, пожелание стать выше Бога исходит от отсутствия ощущения единства в высшем смысле и приводит оно к полнейшему разладу и со своей половиной, и с самим собой. Причем, как правило, еще до того, как это пожелание озвучено. Помните, когда старуха пожелала стать вольною царицей, старик еще пытается ей возражать: «Что ты, баба, белены объелась?» Однако, когда старуха возжелала стать владычицей морскою, старик ей не перечит. Молча идет к рыбке и жалуется: «Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, хочет быть владычицей морскою…» В последних словах старика, как видно, содержится иная просьба — помочь ему повлиять на жену, с которой он больше не в силах справиться. Показателен и финал сказки. Старик и старуха остались с тем, что у них было в начале сказки. Наказана не только старуха, потерявшая все, чем одарила ее рыбка, но и старик, которому в руки попало счастье и который из-за своего потакания прихотям своей жены не смог реализовать свои возможности. Испытание счастьем — не менее серьезное испытание, чем преодоление невзгод. Итогом прохождения испытаний должен стать духовный рост, иначе обязательно останешься у разбитого корыта. |
Категория: Размышления | Просмотров: 409 | | |
Возможно, вам понравится
|
Поделиться в соцсетях
|
Всего комментариев: 0 | |