От Арбата до храма Христа Спасителя
Заглянула сегодня на Арбат. Несколько лет назад отсюда разогнали художников: Арбат, мол, не место для уличной торговли. Однако в начале улицы они появились вновь. Удручающий у них репертуар — котики, Джек Воробей.
Можно увидеть разного рода пейзажи, натюрморты, букеты, но и они не вызывают восторга. Какой-то ширпотреб. Видимо, это сейчас востребовано. Но среди кого?
Подходи, не скупись,
покупай живопись.
Поболтавшись немного по Арбату, направляюсь на Гоголевский бульвар. Говорят, все настоящие художники ушли туда.
Фотографировать против солнца? Это так по-нашему. Не со спины же памятники фотографировать.
На Гоголевском бульваре, картины намного лучше. И места специальные оборудованы, куда можно развешивать картины. Видела даже импрессионизм, хотя, может, ошибаюсь, и это иной жанр. Правда, не все художники разрешают фотографировать свои экспозиции, вернее сказать, никто не разрешает, поэтому в этой фотосессии представлен только один стоп-кадр. Летом и в выходные, наверное, художников больше.
А мне пора дальше. Подхожу к памятнику Михаилу Шолохову. В свое время велись споры по поводу установки в Москве второго памятника Шолохову. Зачем, если один уже есть? И почему именно на Гоголевском бульваре, где уже установлен пафосный памятник Гоголю? Да еще напротив дома, где жил Тургенев.
Бронзовый Шолохов, одетый в ватник, сидит в лодке и смотрит вдаль, в сторону Сивцего Вражка. С 1944 г. Шолохов жил в Москве в Староконюшенном переулке, идущем параллельно Гоголевскому бульвару. Позади кони переплывают реку Дон. Получается какой-то сюр: Дон, лодка, головы коней и Бульварное кольцо, которое, вообще-то больше ассоциируется с XIX веком.
Лошади плывут по наклонной поверхности, которая, по идее, представляет собой фонтан. Летом, наверное, когда фонтан работает, композиция выглядит намного лучше. А без воды впечатление отрезанных голов.
Лошади плывут двумя расходящимися группами, что символизирует расколотую на белых и красных Россию времен Гражданской войны.
Иду дальше мимо оригинальной лавочки.
Подхожу к метро «Кропоткинская». Отсюда открывается очень удачный вид на Храм Христа Спасителя. Красивый, бесспорно, новодел, воссозданный строго по чертежам снесенного в 1931 году храма, построенного в XIX веке. Надо только дождаться, когда светофор перекроет движение.
Причудливые фонари на площадке возле храма.
Со смотровой площадки возле храма открывается прекрасный вид.
Скульптурная композиция «Воссоединение» возле храма Христа Спасителя посвящена подписанию Акта о каноническом общении Московского патриархата и Русской зарубежной церкви.
Горельефы храма Христа Спасителя представляют собой точную копию горельефов старого храма, однако выполнены из бронзы. Старые горельефы, мраморные, до сих пор хранятся на задворках Донского монастыря.
Необходимо раз и навсегда усвоить, чем отличается горельеф от барельефа: горельеф выступает из фона более чем на половину своего объема, барельеф — менее, чем на половину. У храма Христа Спасителя — горельефы. А, например, в Мемориальном комплексе музея космонавтики — барельефы.
Скульптурный комплекс «Патриархи Московские и всея Руси» посвящен 100-летию восстановления патриаршества и 400-летию патриаршества на Руси. Планируется установка памятников всем 16 патриархам, в том числе и Кириллу (при жизни, что ли?).
Похоже, в Храме Христа Спасителя есть своя голубятня. Голуби здесь породистые, совсем не боятся фотографов.
Честно говоря, на мой вкус храм Христа Спасителя выглядит слишком помпезно. Впрочем, на вкус и цвет товарища нет. Да и насчет помпезности — это вопросы даже, может, не к архитектору Константину Тону, а к велению того времени. Храм возводили в честь победы над Наполеоном, а к Отечественной войне 1812 г. в XIX веке относились не с меньшем уважением, чем к победе над фашисткой Германией. Только памятники были другие.
Вблизи храм подавляет. Чтобы сделать более удачную фотографию, нужно отойти на пешеходный мост.
Моя прогулка подходит к концу. Напоследок взгляну с пешеходного моста на Москва-реку, и пора спускаться в метро.