Архитектура Московского царства XVI-XVII веков
Архитектура Московского царства XVI – XVII веков: традиции и европейские веяния
Презентация по предмету «История», 10 класс
Развитие русской культуры в XVI-XVII вв.
Развитие русской культуры в XVI-XVII вв. связано с Московской землей. Положение города требовало развития монументального строительства.
Московская архитектура заимствовала традиции владимиро-суздальской и псковско-новгородской архитектуры.
Строительство Московского Кремля
Вместе с тем, конце XV и начале XVI веков Россия приглашала из Европы, особенно из Италии, выдающихся зодчих и других мастеров. Это заметно обогащало русскую культуру. В архитектуре к числу главных событий относится создание Московского Кремля, ставшего одним из красивейших архитектурных ансамблей мира. Он как бы венчает победу русского народа в освободительной борьбе и окончательное утверждение Москвы как центра России. Архангельский собор Кремля построен с использованием светских элементов итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 годах. Собор служил великокняжеской усыпальницей.
Архитектура в XVI веке
Однако отмеченное стремление церкви противостоять «латинству» затрудняло приток свежих знаний и модернизацию культуры. Тем не менее, развитие культуры продолжалось, и в XVI веке следует отметить замечательные достижения.
Было построено множество крепостей (кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Серпухове и др., крепостные стены вокруг монастырей), крепостные стены Китай-города в Москве (зодчий Федор Конь).
Шатровый стиль
К числу новых явлений относится шатровый стиль, возникший в начале 16 века, который продолжает традиции русского деревянного зодчества и порывает с византийским типом крестово-купольного храма. Памятником каменной шатровой архитектуры явилась Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 — 1532).
Шатровый стиль. Храм Василия Блаженного.
Настоящим символом Москвы стал Покровский собор (1555-1560) на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного. Строительство Храма Василия Блаженного проходил в период с 1555 по 1561 год. Архитекторы Барма и Постник Яковлевы воплощали идею в жизнь. Центральный престол был освещен во имя Покрова Богородицы, отчего и весь собор стал носить имя Покрова Божией Матери, что на Рву.
Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы (его высота равняется 60 метров) и являлся таковым до конца 16 века.
Ансамбль Покровского собора состоит из 9 столпообразных храмов, размещенных на общем основании. Центральный храм увенчан большим шатром, а вокруг него расположены луковичные купола остальных восьми храмов. Смелая и оригинальная композиция, яркая красочность и нарядность куполов сделали собор редчайшим шедевром мирового искусства.
Русская архитектура XVII века
XVII век для русской культуры несет приметы перехода от средневековья к Новому времени, правда, перехода весьма своеобразного. Развитие культуры проходило в условиях чрезвычайно острых социальных противоречий, вылившихся в многочисленные восстания в городах, стрелецкие восстания, крестьянские войны. К этому надо добавить еще и церковный раскол и вызванные им волнения, весьма масштабные.
Архитектура 17 века также претерпевает серьезные изменения. В ней наблюдается усиление светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества. Народное творчество активно влияло на архитектуру, живопись. Все шире становились контакты России с западным миром.
Деревянное зодчество
По-прежнему высокий уровень и широкое распространение имеет деревянное зодчество. Прекрасным памятником светской деревянной архитектуры был не сохранившийся дворец Алексея Михайловича в Коломенском (1667 — 1668), в котором по-особому отчетливо проявилось стремление к высшей нарядности, живописности и декоративности.
Самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север.
Постройки Московского Кремля
К середине 17 века широкий размах получает светское каменное строительство. В Московском Кремле строится Теремной дворец, облик которого сформирован под сильным влиянием народного искусства — живописный, сказочный. Появились на всех башнях Московского Кремля декоративные шатры, определяющие сегодня их силуэты.
Другим примером гражданской постройки стал Гостиный двор в Китай-городе (1668 — 1684).
Под влиянием светской архитектуры культовые сооружения также становятся все более праздничными, нарядными, многоцветными, украшенными богатым декором. . Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 г., Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси. Однако этот запрет не соблюдался, и популярный шатер широко использовался для венчания колоколен и крылец.
Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах.
Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось и в Ростове. Наиболее известны Ростовский кремль (1660—1683), а также церкви Ростовского Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает стиль московское барокко.
Нарышкинский стиль
В конце 17 века в русском зодчестве складывается новый стиль, условно названный московским или нарышкинским барокко, поскольку большинство европейским барокко проявляется главным образом во внешнем декоре. Для него характерны четкая симметрия и равновесие масс, многоярусность, создающая устремленность вверх, многоцветность и декоративность. Прекрасным образцом такого стиля является Церковь Покрова в Филях (1693 — 1694).
В целом XVII век завершает историю средневековой русской культуры и создает все необходимые предпосылки для будущего взлета культуры 18 века.