Преображенка
В Москве много улиц и районов, названных в честь храмов — Богородское, Рождественка, Пречистенка, Сретенка. В их числе Преображенская площадь, названная в честь храма Преображения Господня, построенного в середине XVIII века. Преображенка — это место моей юности, здесь я когда-то жила, и теперь люблю здесь бывать, несмотря на то, что район за годы сильно изменился. В те годы было странно: название в честь храма есть, а самого храма нет.
Оглавление
- Храм Преображения Господня
- Преображенская площадь. Здания.
- Преображенка. Где монастырь, а где рынок?
- Преображенский рынок

Храм Преображения Господня
Церковь была взорвана в 1964 году, когда здесь было намечено строительство станции метро. Впрочем, станция-то находится в стороне от места, где стоял храм. Есть мнение, что решение принял лично Хрущев из-за личных счетов с тогдашним митрополитом. Верующие и в том далеком, махровом советском году собирали подписи в защиту храмов и устраивали нечто вроде пикетов. Отстоять храм не удалось.

Храм был воссоздан и освящен к 70-летию Победы в прошлом году, причем воссоздан один в один с тем, который стоял на этом месте раньше. Разве что стоит теперь церковь на более высоком фундаменте, что понятно — дорога расширилась, и машины едут совсем рядом с церковью, а напротив, через дорогу, высоченные здания, в том числе офисный центр-небоскреб времен Лужкова.
Местные невоцерковленные автовладельцы, правда, недовольны воссозданием храма. Щелковское шоссе и Большая Черкизовская улицы расширяются. Когда их реконструкция будет окончена, в этом месте появится бутылочное горлышко со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, если бы не храм, сужение дороги все равно бы оставалось чуть дальше, в районе Матросского моста.
В старину, когда простые люди жили в одноэтажных домишках, храм был виден издалека. Нынче церковь кажется совсем маленькой на фоне возвышающихся на другой стороне улицы зданий.

Как ни подбирай ракурс, а высокий массивный дом напротив подавляет.


Рядом с храмом ранее располагалось кладбище, на котором хоронили солдат и офицеров Преображенского полка. Сейчас об этом напоминает обелиск.

Преображенская площадь. Здания.
Жилые дома на другой стороне Преображенской площади только выглядят «сталинскими». На самом деле, они построены лет десять-пятнадцать назад на месте обветшавших не столь высоких строений. К сожалению, архитектурный стиль Преображенки исчез вместе со старыми домами, и воссоздание церкви, как мне кажется, не спасло картину.

Нельзя обойти вниманием бизнес-центр времен Лужкова, который обожал такие здания, невзирая на то, вписываются они в архитектуру района или нет, и нужно ли вообще Москве огромное количество офисных центров. По сравнению с этим мастодонтом даже типовые девятиэтажные дома кажутся игрушечными.

Как ни приглядывалась, не поняла, зачем на крыше этого небоскреба шпиль. Антенна или архитектурное излишество?

Преображенка. Где монастырь, а где рынок?
Совершая прогулку по Преображенке, нельзя не зайти на Преображенский рынок. Рынок уже несколько лет собираются куда-то перенести, потому что земля, на которой он расположен, передана старообрядцам. Раньше его территорию занимал Преображенский мужской монастырь, снесенный в 1932 году, и сейчас о нем напоминает каменная ограда и башенки по периметру рынка, отделения милиции и разных служебных строений.
Рядом с рынком спрятался и старообрядческий женский монастырь, куда просто так, посмотреть, никого не пускают. Можно снаружи полюбоваться на отремонтированную и покрашенную башенку, не более того.

Башни и ограда требуют реставрации, они изрядно обветшали.

Кстати, есть одна проблемка, которая возникает, когда фотографируешь людные места. Дело вовсе не в большом количестве спешащих по делам и праздно шатающихся, которые внезапно появляются в кадре. Фотограф иногда становится объектом внимания неадекватных людей. Даже не на рынке, а за его пределами ко мне пристала полусумасшедшая старуха. Впрочем, башня сфотографирована, и можно уходить, не обращая на нее внимания. Ну, разве что можно сделать еще один снимок — старого дерева у стены, почти превратившегося в пень.

Преображенский рынок
На рынке чем только не торгуют, от овощей и фруктов до сырого мяса, фермерского творога и ветчин. Черкизон давно умер, а китайские шмотки по-прежнему находят своих покупателей.

Мне нравятся маленькие хозяйственные магазинчики, выдержанные в стиле советских рыночных магазинов. В них даже сейчас можно купить отечественную электроплитку, кипятильник (да, они до сих пор производятся) и разные мелочи для дачи.
Овощи и фрукты меня интересуют летом и осенью, когда на рынок съезжаются фермеры. А сейчас тут продаются все те же тепличные помидоры и огурцы, голландский перец и жесткие импортные яблоки. Все это можно купить в любом супермаркете возле дома, причем дешевле.

Тому, кто идет от рынка к метро «Преображенская площадь», не миновать барахолки. Проходя через блошиный рынок, всегда как бы попадаешь в прошлое. Еще три года назад здесь можно было увидеть джемпера и обувь, которые носили в 80-е годы, настольную лампу, точно такую же, как стояла на письменном столе, старые книги и даже бытовые приборы. Сейчас вещей советского времени стало меньше, и из нафталина вытащили кофточки кислотных цветов начала 90-х годов. Был даже один торговец орденами — старик, который по своему возрасту никак не может быть ветераном, а только сыном ветерана.

Барахолка — это рынок, на котором продаются бэушные вещи. Она теряет свою атмосферу, когда появляются оптовые торговцы шмотками и очками. Вряд ли они вытеснят стариков, пытающихся заработать себе прибавку к пенсии. Старики возвращаются сюда даже после рейдов, устраиваемых полицией. Вне рынка торговать нельзя, а на рынке висит объявление, что торговля с рук запрещена. Стариков же отлавливать проще простого. И невозможно закрыть то, чего официально не существует. Вот такой заколдованный круг.

Снимков получилось слишком много, поэтому продолжение следует…
P.S. Пока готовила этот пост, зашла еще раз на Преображенский рынок. То ли его реконструируют, то ли его коснулись отголоски ночи длинных ковшей. Зато теперь видна Крестовоздвиженская часовня, расположенная на территории старообрядческого монастыря.


