Космическая одиссея 2001
Посмотрела фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001», до этого его ни разу не видела. Зацепило. В духе авангардизма, модного во время съемок фильма (1968 год), приходится додумывать самостоятельно, каковы выводы из фильма и что же все-таки произошло.
Сценаристом фильма, вместе со Стэнли Кубриком, был известный английский писатель-фантаст Артур Кларк, впоследствии на основе фильма написавший свою «Одиссею», в которой расшифровывает тайну черного монолита. Кстати, для фильма он был изготовлен из тщательно отполированного дерева. То, что сейчас сняли бы с помощью компьютерной графики, приходилось делать другими способами — изготавливать модели космических аппаратов и подвешивать их на черной нитке на фоне изображения звездного неба, снимать через узкую щель в заслонке, чтобы получить дифракцию света для изображения видений, накладывать цветную поляризующую пленку при съемке, видимо, кордильерских неуютных пейзажей, чтобы получить панораму Юпитера, причем искаженную с учетом условий сильной перегрузки и звезд в глазах.
Ну, и, конечно, загадка фильма — странный монолит, напоминающий черный квадрат Малевича, запускающий эволюцию и бешено ускоряющий время. Впервые мы видим монолит в начале фильма, когда на Земле жили большие обезьяны, которые еще не являлись людьми (Стэнли Кубрик — атеист, поэтому вряд ли придерживался идеи сотворения человека Богом).
Как только миру явился черный монолит, обезьяны догадались, что в той скудной на растительность местности, где они живут, можно питаться мясом, а костями убиенных животных можно дать по голове обезьянам из враждебного племени, которое их изгнало с насиженного места. Не правда ли, такая эволюция слишком двусмысленна? С одной стороны, появился разум, с другой, разум подсказал, что можно убийство бывает полезным.
Но все же эволюция привела к возникновению человека разумного, который приступил к освоению космического пространства. Полет на Юпитер по сценарию совершается в 2001 году, а полет на Луну — на полтора года раньше. Да, в 60-е годы XX века казалось, что к XXI веку человечество достигнет большего прогресса. Сценаристы показали немыслимые формы космических аппаратов, которые в рамках современной науки совершенно нетехнологичны. До сих пор человечество, помимо ракет, ничего другого не придумало. Летающую тарелку, весьма удобную в космическом пространстве и технологичную в смысле изготовления, тоже не освоили — непонятно, как такая форма будет преодолевать сопротивление воздуха. Интересно, создатели фильма советовались с конструкторами? Хотя, может, это и необязательно. Вид странных космических аппаратов, пронизывающих космическое пространство под вальс Штрауса «У прекрасного голубого Дуная», действует завораживающе.
Итак, люди на лунной базе, которую закрыли от посторонних, в том числе от русских, под предлогом массовой эпидемии. На самом деле, в кратере обнаружен черный монолит, такой же, как в свое время был обнаружен на Земле, который явно внеземного происхождения, и эту загадку обязательно нужно разрешить.
(Продолжение здесь, а то слишком много картинок и букв для одного поста…)
P.S. Поскольку в интернете кадров из фильма мало, понаделала кадры сама с помощью GOM Player.
5 комментариев
Adver
Интересно, спасибо.
toluy
Фильм очень интересный и захватывающий. Казалось бы, сидишь и два с половиной часа выткаешь на непонятную скукотищу, ан нет… Раньше действительно умели снимать и снимать шедевры!…
Молодец, что пишешь об этом фильме!.. жду продолжения!
Ольга К.
Уже написала продолжение
Гавриил
ужасная рецензия со спойлерами!!!111
Фул Хаус
Большое спасибо, очень интересно.