Космическая одиссея 2001 — парадоксы времени
Окончание темы, начатой в постах Космическая одиссея и Космическая одиссея 2001 – суперкомпьютер и человек посвящено теме космоса и связанной с ним тайны, в которую хочет проникнуть человечество. В фильме поднимаются вопросы, которые волнуют нас с древних времен — кто мы есть, откуда произошли, что с нами будет после смерти и есть ли во Вселенной иные разумные существа. Правда, ответов вы не получите, Стэнли Кубрик оставляет зрителя наедине с мыслями, навеянными фильмом — человечество так и не ответило ни на один из этих вопросов, можно лишь строить предположения, — и незачем сбивать зрителя с толку, навязывая категоричные мнения.
Космос не враждебен человеку, он индифферентен. Коли ты пришел в чуждую для тебя среду — выживай, как знаешь. Если благодаря компьютеру HAL 9000 отстегнулся трос, связывающий тебя с космическим кораблем, твоим прибежищем, единственным, где ты способен существовать, тебя ждет неминуемая гибель. Открытый космос — не открытое море, ты не владеешь своим телом, чтобы добраться до корабля, а волны не вынесут тебя из чуждой среды. И если только одному члену экипажа суждено добраться до цели путешествия, так тому и быть.
Юпитер также не враждебен. Хочешь найти тайну, ищи, но мирись со сверхвысокой перегрузкой, мучительной, до звезд в глазах и странных видений, и с тем, что ни твоя душа, ни твое тело не властны над происходящим. Много будешь знать — скоро состаришься, гласит поговорка. Как показало дальнейшее развитие сюжета, народная мудрость оказалась права.
Преодолев мучительное приземление на Юпитер на мини-корабле, астронавт неожиданно оказывается в странном доме со старинной обстановкой и со светящимся полом. Кстати, весьма авангардистское решение — освещение в доме идет снизу, а не сверху и с боков, как принято. Так ведь это Юпитер, там принято все по-другому! Однако, это решение имеет свой подтекст — человек не готов воспринять тайну, которая сокрыта на Юпитере, потому что его уровень пока ниже плинтуса.
Знаете, как бывает во сне? Мелькают перед тобой странные, подчас нелепые видения, затем в них врывается совсем другая картина, и ты мгновенно переносишься в нее, иногда ощущая себя в другой ипостаси. Это произошло и с героем фильма. Он видел себя, но более старого, и мгновенно воплощался в более старый вариант себя. Черный монолит был явлен только в момент смерти героя, когда он, совсем дряхлый, бессильно лежал на широком ложе. Однако, безысходности не ощущаешь — все же, завеса тайны слегка приоткрыта. Смерть — это изменение формы бытия, и страшна вовсе не смерть, а умирание. Один момент — и ложе пустое, а вместо старика мы видим человеческую душу в виде младенца, которая устремляется к Земле. Вот где скорость полета! Космическая среда для души вовсе не гибельна, а даже вполне естественна. Где же она, колыбель человечества? Возможно, затерялась где-то в космическом пространстве, а мы забыли, откуда произошли.
Вот и весь рассказ. Осталось только несколько кадров, которые я выложу в следующем посте.
Для дома и гаража очень подойдут рольставни, который обеспечивают надежную защиту дома и автомобиля. Качественные и надежные рольставни от компании ЭкоЖизнь придают постройкам современный внешний вид.