Космическая одиссея 2001 | Вечные темы

Космическая одиссея 2001

Посмотрела фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001», до этого его ни разу не видела. Зацепило. В духе авангардизма, модного во время съемок фильма (1968 год), приходится додумывать самостоятельно, каковы выводы из фильма и что же все-таки произошло.

Сценаристом фильма, вместе со Стэнли Кубриком, был известный английский писатель-фантаст Артур Кларк, который впоследствии на основе фильма написал свою «Одиссею», в которой расшифровывает тайну черного монолита, который, кстати, был изготовлен из тщательно отполированного дерева. Кстати, то, что сейчас сняли бы с помощью компьютерной графики, приходилось делать другими способами — изготавливать модели космических аппаратов и подвешивать их на черной нитке на фоне изображения звездного неба, снимать через узкую щель в заслонке, чтобы получить дифракцию света для изображения видений, накладывать цветную поляризующую пленку при съемке, видимо, кордильерских неуютных пейзажей, чтобы получить панораму Юпитера, причем искаженную с учетом условий сильной перегрузки и звезд в глазах.

Ну, и, конечно, загадка фильма — странный монолит, напоминающий черный квадрат Малевича, запускающий эволюцию и бешено ускоряющий время. Впервые мы видим монолит в начале фильма, когда на Земле жили большие обезьяны, которые еще не являлись людьми (Стэнли Кубрик — атеист, поэтому вряд ли придерживался идеи сотворения человека Богом).

Кадр из к/ф Космическая одиссея 2001

На заре человечества

Как только миру явился черный монолит, обезьяны догадались, что в той скудной на растительность местности, где они живут, можно питаться мясом, а костями убиенных животных можно дать по голове обезьянам из враждебного племени, которое их изгнало с насиженного места. Не правда ли, такая эволюция слишком двусмысленна? С одной стороны, появился разум, с другой, разум подсказал, что можно убийство бывает полезным.

Но все же эволюция привела к возникновению человека разумного, который приступил к освоению космического пространства. Полет на Юпитер по сценарию совершается в 2001 году, а полет на Луну — на полтора года раньше. Да, в 60-е годы XX века казалось, что к XXI веку человечество достигнет большего прогресса. Сценаристы показали немыслимые формы космических аппаратов, которые в рамках современной науки совершенно нетехнологичны. На дворе, слава Богу, подходит к концу 2010 год, уже можно узнать гороскоп на 2011 год, а человечество, помимо ракет, ничего другого не придумало. Летающую тарелку, весьма удобную в космическом пространстве и технологичную в смысле изготовления, тоже не освоили — непонятно, как такая форма будет преодолевать сопротивление воздуха. Интересно, создатели фильма советовались с конструкторами? Хотя, может, это и необязательно. Вид странных космических аппаратов, пронизывающих космическое пространство под вальс Штрауса «У прекрасного голубого Дуная», действует завораживающе.

Кадр из к/ф Космическая одиссея 2001

Космический аппарат

Кадр из к/ф Космическая одиссея 2001

Космический аппарат

Кадр из к/ф Космическая одиссея 2001

Космический аппарат

Итак, люди на лунной базе, которую закрыли от посторонних, в том числе от русских, под предлогом массовой эпидемии. На самом деле, в кратере обнаружен черный монолит, такой же, как в свое время был обнаружен на Земле, который явно внеземного происхождения, и эту загадку обязательно нужно разрешить.

Кадр из к/ф Космическая одиссея 2001

На Луне

(Продолжение следует, а то слишком много картинок и букв для одного поста…)

P.S. Поскольку в интернете кадров из фильма мало, понаделала кадры сама с помощью GOM Player.

  1. Фильм очень интересный и захватывающий. Казалось бы, сидишь и два с половиной часа выткаешь на непонятную скукотищу, ан нет… Раньше действительно умели снимать и снимать шедевры!…
    Молодец, что пишешь об этом фильме!.. жду продолжения!

Добавить комментарий


Вечные темы © 2015